Описание Типов Кареток

Здесь вы найдёте обзор велосипедных кареток – неотъемлемого компонента каждого велосипеда. Мы в деталях рассмотрим все перечисленные выше категории, чтобы дать вам лучшее представление о назначении каждого типа кареточных узлов.

Стандарт T47

Каретки увеличенного размера Oversize имеют свои преимущества, но значительным недостатком является их склонность к появлению треска или скрипа, и если попытаться назвать главную причину, которая может свести с ума среднестатистического райдера, то это будет щёлкающая каретка. Каретка T47 была создана для устранения проблемы скрипа. В каретках пресс-фит есть определённый смысл, но они могут смещаться в посадочном месте и соответственно потрескивать, чего не происходит с резьбовыми каретками, которые вкручиваются в кареточный узел.

Однако стоит отметить, если вы слышите потрескивающие звуки со стороны кареточного узла, то вполне может оказаться, что проблема на самом деле в педалях. Зачастую треск появляется, если не использовать шайбы при установке педали на шатуны.

Если вы испытываете проблемы с лишними звуками со стороны каретки, то мы рекомендуем сперва снять педали, убедиться в наличии шайб между педалями и шатунами, прочистить резьбы и на самих педалях и внутри шатунов, нанести немного жидкого масла (масло для швейных машин для этого отлично подойдёт) и затем установить педали на шатуны с правильным моментом затяжки 35Нм. Если после этого потрескивающие звуки не ушли, тогда у вас, похоже, и правда могут быть проблемы с кареткой.

Тем не менее, чтобы понять, что такое каретка Т47, можно представить стандартную каретку ВВ30 пресс-фит шириной 68мм, на которую нанесена резьба М47 с шагом 1мм. Большинство металлических рам с кареточными узлами PF30 можно переделать в стандарт Т47 простой нарезкой резьбы внутри узла. По сути вы получаете увеличенный кареточный узел, совместимый с очень широким ассортиментом типов систем, увеличенную площадь поверхности для применения более широких труб в раме, что позволяет делать рамы легче или, например, жёстче, но при этом сохраняете простоту использования классической резьбовой каретки.

Важно отметить, что Т47 не просто “ещё один стандарт”, потенциально он мог бы стать единым стандартом для использования на всех типах велосипедов со всеми типами систем. Ну, таков был его потенциал, когда его представили в 2015 году. Очевидно, что Т47 ещё пока не успел достичь повсеместного распространения, да и революция электробайков также несколько затмевает перспективы. Так как возглавляют эту революцию электробайки с центральным расположением мотора, для установки которого на раму используются крепления под конкретный его тип – привычным кареточным узлам в этой экосистеме места просто нет, что является сейчас даже большим препятствием для распространения стандарта Т47.

Если дальше углубляться в преимущества, которые может дать применение стандарта Т47, то стоит отметить несколько моментов, делающих его особенно привлекательным.

Прежде всего, резьбовые каретки применялись с самого зарождения просто потому, что они так хорошо работают. Это как дизайн рамы из двух треугольников, который за целый век толком не изменился – он и сейчас лежит в основе 95% (99%) велосипедов, поскольку мы так и не смогли придумать что-то лучше.

Поднесите каретку к узлу, выровняйте её относительно резьбы и вкрутите в раму – всё что нужно для эффективной установки без каких-либо щелчков и треска, разве что нужно не забыть смазать резьбу на каретке и внутри рамы. А ещё такая конструкция позволяет легко выкрутить каретку для обслуживания, замены или апгрейда.

Каретки Пресс-Фит

Каретки пресс-фит были неизбежны, они должны были прийти рано или поздно. Запрессовка чашек с подшипниками в рулевой трубе применялась уже довольно давно, так что это был лишь вопрос времени, когда кареточный узел наконец модифицируют для запрессовки чашек подшипников напрямую.

К тому же Campagnolo были уже на полпути там с их каретками, внутрь которых запрессовывались подшипники. Конечно, сама каретка вкручивалась в кареточный узел по-старинке, но запрессовка подшипников внутрь чашек каретки – это было решение, опередившее своё время.

Представление Cannondale стандарта BB30 на коммерческом рынке в 2006-м году (изначально они впервые показали их на Тур де Франс в 2000-м) возглавило восход новой эры в дизайне кареток, хотя потребовалось ещё несколько лет для их более широкого распространения на рынке.

Подшипники BB30 запрессовываются напрямую в требующий точной подгонки корпус кареточного узла. Преимуществом подобной схемы стала экономия веса за счёт отсутствия отдельного корпуса для самих подшипников. Кареточный узел получался жёстче и прочнее, благодаря увеличенному диаметру оси 30мм. Дальнейшим преимуществом увеличения размера кареточного узла стала возможность использования более крупных подседельной и нижней труб рамы, а также более крупных перьев. А поскольку каретка и ось системы увеличились в диаметре, но не в ширину, это позволило сделать шатуны с большим простором для пятки.

Во второй середине 2000х очень быстро начали распространяться рамы из карбоновых композитов, которые, в свою очередь, подтолкнули распространение кареток пресс-фит различных стандартов PF30, BB86, BB90, OSBB, BBright, BB386EVO.

Стандарт BB30 в итоге эволюционировал в PF30. PressFit30 обладает всеми основными преимуществами BB30, но стал лучше благодаря тому, что требует куда меньшей точности изготовления кареточного узла в раме – подшипники находятся в пластиковых чашках, которые намного проще устанавливать в раму. Такая схема получилась более надёжной, чем запрессовка голых подшипников напрямую. Каретки PF30 также имеют встроенную защиту от попадания грязи, что продлевает жизнь подшипников.

Однако есть один аспект производства кареток пресс-фит, который требует особого внимания – изготовлены они должны быть очень точно и с очень маленькими допусками. Посадка в раму также должна быть очень точной, чтобы свести к минимуму неизбежные смещения в процессе использования. Свыше определённого предела подобные сдвиги начинают издавать звуки, отчего и возникает проблема треска, на которую повсеместно жалуются велосипедисты.

Внешние Каретки

Внешние каретки также называют “обычными резьбовыми” или каретками “с внешними чашками”, так как подшипники расположены в чашках снаружи кареточного узла рамы.

Вынос чашек наружу позволяет использовать подшипники большего размера, которые будут дольше служить. Подшипники большого размера намного лучше выдерживают износ. Вынос подшипников наружу также позволил использовать оси большего диаметра – 24мм против 17мм, которые использовались в традиционных картриджных каретках. При этом вы получаете большую жёсткость при меньшем весе.

Однако появляется риск быстрого износа подшипников, если чашки встанут с перекосом, поэтому нужно обязательно подготавливать раму прогонкой метчиком резьбы и торцеванием, причём торцевание является главным в этом вопросе.

Простейший способ это сделать – использовать интегрированный инструмент для прогонки резьбы и торцовки кареточного узла. Метчики инструмента вкручиваются в кареточный узел с обеих сторон, что позволяет исправить какие-либо неточности в нарезке резьбы. Изготовители рам обычно отдают их на нарезку резьбы специалистам, которые идеально нарезают резьбу в 999 из 1000 случаев. Очень редко можно встретить раму с криво нарезанной резьбой за пределами допусков. Сборщик велосипеда обнаружит это, когда попробует вкрутить чашки каретки в раму, поэтому лучше прогонять резьбу метчиком с обеих сторон, чтобы убедиться, что всё в порядке.

Полностью вкрутив метчики в кареточный узел нужно подвести торцеватель к окрашенной кромке трубы и немного надавить. Затем торцеватель поворачивают при помощи ручек, срезая доли миллиметров краски с каждым поворотом, пока не проявится голый металл. Так вы гарантируете плотный контакт между чашками и корпусом каретки и строго перпендикулярное чейнлайну положение. Подготовив раму подобным образом, райдер сможет получать удовольствие от преимуществ внешней каретки заметно дольше, чем от использования насыпных или картриджных кареток.

Каретки для Фэтбайков

Такие каретки значительно более широкие из-за более широкой конструкции рам фэтбайков.

Распространённым решением является использование кареток PF30 в 100мм кареточном узле. В таком случае ось системы должна быть 170мм. Если перья или кареточный узел на вашем фэтбайке шире, то возможно потребуется 190мм ось.

Как выбрать между 100мм и 120мм шириной каретки?

120мм каретка необходима разве что, если вы используете 190мм втулки и очень широкие покрышки. Многие райдеры отмечают неудобство и даже проблемы с коленями на каретках 120мм. Кареточный узел 120мм будет прочнее и немного жёстче при использовании системы с осью 190мм, чем если поставить такую же систему на каретку 100мм, так как во втором случае у вас будет больше рычаг воздействия на подшипники из-за излишне широкой системы. Но вам нужно спросить себя, действительно ли вам это нужно? Если ответ утвердительный, то тогда выбирайте каретку 120мм.

Эксцентриковые Каретки

Этот тип кареток позволяет натягивать цепь или ремень. В корпусе эксцентриковой каретки имеется стандартная резьба под внешние чашки, но расположена она со смещением от центра. Поворачивая цилиндр эксцентриковой каретки по часовой стрелке или против вы сможете увеличивать или уменьшать натяжение цепи, так как при этом будет смещаться положение системы вперёд-назад, в зависимости от угла поворота кареточного узла. При достижении правильного натяжения цепи, корпус эксцентриковой каретки фиксируется расширительными болтами изнутри. Ослабив эти небольшие болтики, каретку можно поворачивать для подгонки натяжения, после чего их следует снова затянуть для фиксации.

Стоить отметить, что при этом вы, по сути, меняете геометрию байка, снижая высоту каретки на пару миллиметров или удлиняя перья, что оказывает влияние на управляемость. Незначительное влияние, но тем не менее.

Поскольку такой тип каретки создан для регулировки положения, нужно обязательно следить за правильной затяжкой фиксирующих болтов. Слишком слабо затянете и каретка начнёт проворачиваться, слишком сильно и их можно просто сорвать. В худшем случае вы потеряете возможность быстрой регулировки, что определённо является плюсом данного типа кареток.

Что касается затягивания при использовании фиксатора резьбы, то можно затягивать их до момента, когда придётся прикладывать заметное усилие. Если перетянуть, то можно не только сорвать болт, но даже проткнуть корпус эксцентриковой каретки.

Если один из болтов начнёт раскручиваться, это можно заметить по слабому пощёлкиванию при силовом педалировании. Стоит проверять затяжку фиксирующих болтов эксцентриковой каретки раз в 1000км или около того, чтобы избежать неприятностей во время катания.

Картриджные Каретки

Каретки закрытого картриджного типа – это самый широко распространённый тип кареток. Они обычно состоят из двух частей, основная часть с осью системы и подшипниками вкручивается в кареточный узел справа, со стороны трансмиссии, а с другой стороны вкручивается поддерживающая чашка из лёгкого сплава или вообще пластика, которая поддерживает ось и подшипники с левой стороны. Лучше всего их устанавливать одновременно вкручивая в кареточный узел, но до конца закручивать следует сначала со стороны трансмиссии, а потом уже закручивать поддерживающую чашку слева. Если сначала закрутить до конца поддерживающую чашку, то правую сторону скорее всего не получится закрутить до плотного контакта с корпусом каретки.

Также на рынке можно найти картриджные каретки из трёх частей, в которых ось идёт отдельно, но зато в чашках установлены самые обычные стандартные промподшипники. В любом случае обслуживание таких кареток делается просто – вынимаете старые картриджи из каретки и ставите новые. Картриджные каретки обычно хорошо защищены от попадания грязи и воды внутрь подшипников.

Обычные Каретки

Как следует из названия, это самые обычные каретки с осью с конусными насыпными подшипниками. Проще не придумаешь. Картриджные каретки проще “обычных” в использовании, так как их проще устанавливать и при износе их просто меняют. Обычные же каретки самого традиционного типа с насыпными подшипниками требуют регулярного обслуживания и смазки. В случае возникновения необходимости заменить подшипники, это делается довольно просто.

Чашки фиксируются в корпусе каретки лок-рингом, который затягивается специальным инструментом. Открутите лок-ринг, достаньте шарики из подшипников по отдельности или в сепараторе. Промойте всё керосином или любым другим очистителем. Если при осмотре очищенных подшипников обнаружите повреждения на поверхностях шариков или чашек, то их следует заменить. Смажьте всё густой смазкой, зафиксируйте лок-рингом и можно кататься дальше.

Добавить комментарий

Меню